Психогенный кашель у детей

Психогенный кашель у детей

Зачастую психологические аспекты многих соматических состояний детей не учитываются родителями и педиатрами. Однако трудно не согласиться с тем, что состояние здоровья ребёнка (и взрослого) – это зеркало его физического, психического состояния, отношений в семье. В научной литературе имеются различные исследования, посвященные изучению влияния депривации, разлуки с родителями (например, в больнице, домах малютки) на физическое и психическое состояние ребёнка. Существует множество заболеваний и функциональных расстройств, которые имеют психосоматическую природу. У детей начиная с дошкольного и школьного возрастов психологическое состояние может отражаться в сложных, дифференцированных физических симптомах (рвота, диарея, головная боль, энурез, кашель и т.д) (Исаев,2001). Хотелось бы поговорить о психогенном кашле у детей.

Характеристики психогенного кашля:

* Первоначально сопутствует острому инфекционному заболеванию верхних или нижних дыхательных путей, но персистирует после полного разрешения других симптомов.

* Громкий, сухой с металлическим оттенком, часто сопровождается «театральными» движениями.

* Усиливается во время школьных занятий, при осмотре врача.

* Провоцируется при затрагивании неприятной для ребёнка темы.

* Характерен для детей с предрасположенностью к обессивно-компульсивным расстройствам (тики, логоневрозы).

* Закрепляется при повышенной тревожности родителей.

* Прекращается во время сна.

Особенности личности и поведения при психогенном кашле:

Labliardt(1983) считает, что ка­шель означает в переносном смысле освобождение от невыполнимых эмоций, на­пряжения и конфликтов, которые связаны с гневом, агрессией или страхом. Что­бы понять их значение, необходима позитивная эмоциональная диагностика.

У представителей различных культур, где учтивость и оказание знаков внимания очень важны, часто встречается повышенный кашлевой рефлекс. Таким способом человек освобождает окружающих и нагружает себя.

Ритуализированная вежливость не позволяет пациенту открыто говорить о конфликтах. Он уже в раннем детстве научился «проглатывать» обиды («Когда взрослые разговаривают, ребенку следует помолчать!»). В анамнезе паци­ентов с хроническим кашлем постоянно приходится сталкиваться с игнорирова­нием собственных потребностей, избеганием конфронтации и подавлением агрес­сивных тенденций («Умнейший уступит», «Только не спорьте!», «Дети должны слушаться!»). В кашле можно увидеть первый осторожный амбивалентный про­тест против концепций семьи и окружающего мира. Человек, который кашляет, может быть уверен, что окружающие рефлекторно поворачиваются к нему. Кашлем можно мешать, злить, провоцировать и ранить. «Я кашляю тебе что-то» означает: «Я не готов исполнить твои желания, но я не могу сказать тебе «нет», потому что не хочу тебя травмиро­вать» (в случае отношений)(Н.Пезешкиан, 2006).

Необходимо помнить, что дети раннего возраста любят подражать взрослым, поэтому, например, если дома кашляет дедушка, то ребёнок может просто «повторять» за ним.

Я отнюдь не говорю о том, что, если у ребёнка астма, например, то мы должны выбросить все лекарства и отправить ребёнка к психотерапевту. Нет, я бы сказала, что это делать преступно. Нужно просто знать особенности личности таких детей, эмоциональные предпосылки, известные науке, которые могут являться звеном одной цепи.

Случаи из практики

В своей практике я наблюдала детей с психогенным кашлем в структуре соматических заболеваний. Хочу поделиться такими случаями, т.к. они могут быть полезными родителям, врачам, психологам, педагогам и мне, для закрепления в памяти.

1) Мальчик, 11 лет. Страдает ДЦП, спастическая диплегия. Передвигается с помощью мамы и в коляске. 2 года назад диагностирована бронхиальная астма (атопическая, бытовая сенсибилизация). Поступил с жалобами на частый затяжной кашель, возникший на фоне ОРВИ. В лёгких хрипов нет. Утром отмечается ощущение тяжести в груди, затруднения вдоха. Обследован, подтверждена атопия. Вирусы не обнаружены, в посеве мокроты тоже всё благополучно. Мальчик очень умный, развитый. Отмечаю, что как только я захожу в палату, он начинает кашлять. Увидела, что его мама ходит с ним в туалет (ввиду ограниченной возможности самостоятельного передвижения мальчика). Спросила у мамы, нет ли кого-то мужского пола, чтобы ему в этом помогать. Оказалось, что нет. Лечу мальчика: ингаляции иГКС, вентолина, сумамед (подозревала микоплазмы, хламидии) и т.д. — кашель не проходит. Всё так же реагирует кашлем на мой осмотр. Вдруг на отделении у другого мальчика появляются симптомы вирусного гастроэнтерита, возникает опасность «вспышки» что обычно бывает при огромном поступлении больных, скученности. Заведующий говорит мне: «Выписывай своего мальчика скорее, а то он заболеет тоже». А я не могу, думаю, ведь у него всё так же кашель, ничего не изменилось, ничего не обнаружилось. Да, есть астма. И не выписала. На следующий день захожу в палату, мой пациент не кашляет при виде меня. Сидит поспокойнее. Мама говорит: «его 2 раза вырвало ночью, но зато не слышала, чтобы он сегодня кашлял». И я тоже не слышу. Вот так я «вылечила» мальчика. Клин клином вышибают, как говорится. Конечно, это временное явление, и кашель вновь будет спровоцирован неприятными для ребёнка ситуациями. Для меня этот случай очень важен: я убедилась, что здесь имеются психологические причины, которые при астме я и так наблюдала примерно в 70% случаев. И, конечно, явно травмирующим является для 11-летнего мальчика поход в туалет с мамой. Я ни в коем случае не осуждаю маму, может, дома у ребёнка есть возможность и приспособления для самостоятельного посещения туалета. Думаю, что всё у этого замечательного мальчика будет хорошо. Интересное явление: при появлении нового более сильного раздражителя меняется или исчезает реакция на старый. Вот почему, на мой взгляд, очень важно, чтобы больной ребёнок играл в игры, занимался творчеством – нужно переключаться на что-то другое, позитивное. Это очень важно для выздоровления!

2) Мальчик 9 лет. Поступил с жалобами на покашливание по утрам и вечерам и на занятиях в школе. 5 лет назад перенёс коклюш, до 7 лет часто болел ОРЗ. Учителя обратились к родителям: «ваш мальчик кашляет на уроках, бывает, сильно мешает вести урок». Осматриваю, провожу аускультацию, все необходимые анализы. Даже бронхоскопию заведующий ему сделал. Консультация фтизиатра, бронхопровокационные пробы, аллергообследование, ЭХО-КГ. Ничего нет! И в отличие от моего первого пациента, этот мальчик ни разу при мне не покашлял, и в легких ни одного хрипа. Даже не верится, что в школе он мешает своим кашлем вести урок. Обратила внимание, что мальчик очень замкнутый, на все вопросы отвечает односложно, по типу: «всё хорошо, нормально». Не смогла я до него «достучаться», чисто психологически понять: в ответ ни улыбки, ни удивления. Очень жаль. До сих пор я считаю, что у мальчика был психогенный кашель, о своих предположениях я рассказала маме.

3) Мальчик 12 лет, из детского дома. Пациент не мой. Кашляет так, что слышит всё отделение. Громкий, металлический кашель, как через водопроводную трубу. Не помню точно, но вроде бы астма у него есть. В неплохом самочувствии, веселый, приступов удушья нет, только этот кашель. Со всеми познакомился, подлечили его, в санаторий направили. За день до выписки крутится у сестринского поста, а там его лечащий доктор стоит. Мальчик говорит, что хотел бы ещё остаться в больнице. Озорно так добавляет: «смотрите, как я умею!». И громко, артистично кашляет, прямо всем нутром… Где ещё столько внимания таким детям можно получить, как не в больнице? И свой лечащий доктор есть.

4) Мама двоих девочек: младшей 9 мес, старшей около 3,5 лет. Лечу острый обструктивный бронхит у младшей, старшая — за компанию, ринофарингит, ничего особенного. Мама очень тревожная, волнуется за младшую. Когда я беседую с мамой о младшей, старшая девочка всё время пытается переключить внимание на себя, мама раздраженно от нее отмахивается. Выздоровели девочки, выписала. Через 2 недели звонок в ординаторскую от этой мамы: она чуть не плача, с такой же тревогой только про старшую – кашляет дочка. Наблюдается в поликлинике. Что тут по телефону скажешь? Успокоить если только. Конечно, этот случай не очень показателен с точки зрения психогенного кашля, но ревность старшего ребенка очень чувствуется. Мне кажется, что даже, если это случай просто повторного ОРВИ у старшей девочки, то всё равно родителям важно знать, что бессознательно ребенок может своё эмоциональное состояние выразить в болезнь: раз младшая кашляет, и мама с ней проводит больше времени, тревожится, то «заболеть» — это единственный способ добиться маминого внимания.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 427 | Нарушение авторских прав

Психогенный кашель

Психогенный кашель – это невротическое состояние, проявляющееся приступообразным сухим кашлем, не связанным с патологией бронхолегочной системы.

Наиболее частой причиной развития психогенного кашля является гипервентиляционный синдром, при котором отмечается увеличение легочной вентиляции неадекватно уровню газообмена в организме. На фоне стрессовых ситуаций, при разговоре, выполнении физических нагрузок у таких больных появляется ощущение нехватки воздуха, в результате чего они начинают часто и глубоко дышать, а это, в свою очередь, провоцирует приступ кашля. Такой кашель в основном характерен для детей и подростков. Дебют психогенного кашля у детей чаще приходится на возраст от 3 до 7 лет.

Психогенный кашель характеризуется непродуктивностью, нередко возникает в нестандартных для больного ситуациях (поход в школу или детский сад и др.), возникает в дневное время и исчезает во сне; проявляется дыхательным дискомфортом в виде чувства неудовлетворенности вдохом, который больные описывают как одышку, нехватку воздуха и даже удушье. Постоянное желание делать глубокие вдохи приводит к развитию гипокапнии, что сопровождается головокружением, внезапно наступающей слабостью, обморочными состояниями, иногда судорогами.

Повышенная тревожность матери, акцентирование внимания на респираторных симптомах могут быть причиной кашлевого рефлекса у ребенка. У таких детей возникает серия сухих громких кашлевых толчков в ситуациях, когда они хотят привлечь внимание или добиться своего. Так, на приеме у врача они начинают кашлять до осмотра и резко прекращают, когда тревожное ожидание неприятностей, связанных с ним, сменяется успокоением. Часто дыхательные нарушения сопровождаются болями в сердце, нарушением ритма, чувством тревоги и страха, другими проявлениями вегетативной дисфункции. Реже встречается громкий демонстративный кашель с нарочитым выделением мокроты как эквивалент истерической реакции.

Tипичными проявлениями психогенного кашля являются демонстративность, громкая речь, обилие сопутствующих жалоб и кашель в специфических ситуациях. Новый приступ кашля можно легко спровоцировать, коснувшись неприятной ребенку темы.

При подозрении на психогенный кашель необходимы консультация психиатра и исключение всех возможных причин кашля. У пациентов с психогенным кашлем обычно предполагают бронхиальную астму, что влечет за собой проведение излишних и неинформативных обследований и, соответственно, неоправданную терапию. Ключом к распознаванию невротического соматоформного расстройства у больного с хроническим кашлем является несоответствие жалоб больного клинической картине, которое нередко ставит в тупик врача, недостаточно осведомленного о подобных нарушениях. В 10% случаев хронический кашель является психогенным.

Безусловно, перед тем как определить психогенный характер кашля и степень его тяжести, нужно исключить в первую очередь такие болезни, как бронхиальная астма, синдром постназального затекания слизи, инородное тело в респираторном тракте, муковисцидоз и инфекционные заболевания. Не следует забывать и о такой причине кашля у детей, как курение, в том числе и пассивное.

Лечение психогенного кашля является сложной и не всегда решаемой задачей. По данным большинства исследователей, основное место в лечении отводится психотерапии и созданию оптимального микроклимата в семье и в детском учреждении.

Попытки наказывать, одергивать ребенка в момент кашля, проявлять свое негативное отношение к ним недопустимы. В ответ на замечания и указывание на подобное поведение ребенок акцентирует свое внимание на кашле, что в дальнейшем еще больше его усиливает. Родителям рекомендуется отмечать, под воздействием каких факторов возникает психогенный кашель и стараться обходить эти ситуации.

Необходимо максимально рационализировать режим дня ребенка. Свести к минимуму просмотр телевизионных передач, занятия на компьютере, нормализовать ночной и дневной сон. Рекомендованы регулярные физические нагрузки в виде общеукрепляющей или лечебной физкультуры, занятия спортом.Следует ограничить употребление продуктов, содержащих кофеин (чай, кофе, газированные напитки, шоколад). Обогатить рацион продуктами, содержащими магний (зеленые овощи, горох, орехи и т. д.)

Перед назначением медикаментозного лечения нужно определить, стоит ли подвергать ребенка влиянию лекарственных средств. Лекарственные препараты для лечения психогенного кашля (например, нейролептики) могут вызывать побочные реакции в виде головной боли, сонливости, нарушения концентрации внимания, беспокойства, тревоги, страха, экстрапирамидных нарушений, повышения мышечного тонуса и др. Фармакологическое лечение показано лишь в том случае, если психогенный кашель нарушает социальную адаптацию и межличностные взаимоотношения.

Как диагностировать и избавиться от психогенного кашля?

Кашель практически всегда воспринимается людьми как проявление ОРЗ. Действительно, ведь большинство пациентов, обратившихся за помощью к терапевтам по поводу кашля, страдают теми или иными заболеваниями органов системы дыхания. Но иногда, даже после грамотного принятия лекарственных препаратов, состояние больного не улучшается. Причем человек больше не предъявляет никаких специфических жалоб, при осмотре слизистые имеют обычный оттенок, анализы крови в норме, а на снимке органов грудной полости нет никакой патологии. Вот здесь врачу и будет необходимо выяснить природу данного симптома. Кашель при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и психогенный кашель порой отличить очень сложно, однако, проведения ФГДС и осмотра у гастроэнтеролога зачастую бывает достаточно, чтобы отграничить эти два состояния.

Симптомы расстройства нервной системы могут напоминать таковые при соматических заболеваниях. Невроз – безликий манипулятор, заставляющий людей безрезультатно бегать по больницам и искать у тебя несуществующие болезни. Если все врачи узкой специализации пройдены, лабораторные и инструментальные методы исследования отрицают заболевание, стоит задуматься – не это ли признак невротического расстройства?

Невротический кашель часто сопровождает лиц, которые легко поддаются стрессовому воздействию. Из-за постоянного возбуждения нервной системы происходит нарушение работы кашлевого центра, находящегося в продолговатом мозге. Это приводит к периодическим покашливаниям, которые рефлекторно закрепляются и сопровождают человека постоянно, обостряясь после нового нервного потрясения. Никакой физиологической функции неврологический кашель не несет, так как не участвует в очищении дыхательных путей от мокроты. При осмотре полости рта, как правило, глотка имеет обычный для нее оттенок, изредка имеет красноватый оттенок из-за повышения местного давления. Поэтому это явление легко спутать с любым ОРЗ, особенно при его появлении в осенне-зимний период.

Провоцировать приступы могут:

  • Сопутствующие психические расстройства. Так, кашель может проявляться не только при органических, но при функциональных нарушениях центральной нервной системы;
  • Пребывание в конфликтных ситуациях;
  • Хронический стресс;
  • «Зеркальный эффект» – симуляция заболевания при болезни близких людей.

Нервный кашель не имеет специфической клинической картины и может возникать на фоне полного благополучия (субъективный признак, так как человек, пребывающий в хроническом стрессе не способен нормально расслабиться). Но чаще обострение происходит после эмоционального возбуждения или нервного истощения на фоне непрекращающегося воздействия раздражающего фактора.

Симптомы симулируют любое другое заболевание дыхательного тракта:

  • Приступообразный характер. Иногда проявления невротического кашля могут напоминать аллергическое заболевание;
  • Лающий и сухой кашель. Частое явление ларингита;
  • В некоторых случаях может наблюдаться повышение температуры тела до 37-37,5 градусов, что может сбить с толку врачей общей практики. А все объясняется все тем же нервным перевозбуждением, из-за которого происходит чрезмерная активация клеток гипоталамуса, отвечающего за терморегуляцию.

Диагностика

Диагностика включает в себя исключение ряда заболеваний, способных вызывать такие симптомы и тщательный сбор анамнестических данных. Соответственно, обязателен осмотр у терапевта, пульмонолога, гастроэнтеролога. Кашель при заболеваниях желудочно-кишечного тракта обычно появляется при изменении положения тела после приема пищи. Облегчение состояния и уменьшение кашля наблюдается при вертикальном положении больного. Это явление обусловлено наличием у пациента рефлюкс-эзофагита – забросом содержимого желудка в нижние отделы пищевода.

Кашель при заболеваниях дыхательной системы часто сопровождается синдромом интоксикации и выделением мокроты. Как правило, протекает вместе с насморком, однако при легкой степени ОРЗ, как говорилось ранее, легко перепутать с проявлением психического расстройства.

Психогенный кашель у детей коррелируется с наличием у ребенка какого-либо хобби. Так, если ребенок занят своим любимым делом, невротический кашель на время проходит.

Психогенный кашель у взрослых зачастую не проходит даже при наличии хобби, так как у человека начинает формироваться стойкий дефект личности в виде эмоциональной лабильности и повышенной возбудимости из-за хронического стресса. А вот прием лекарственных препаратов и прием у психотерапевта дают положительные результаты.

Лечение психогенного кашля на начальных стадиях его проявления может быть ограничено курсом психотерапии. При более тяжелых случаях к ней присоединяется медикаментозные препараты. Причем иногда бывает достаточно назначения успокоительных средств (ново-пассит, пустырник), дневных транквилизаторов (афобазол). Если кашель имеет изматывающий характер, могут назначаться ненаркотические противокашлевые препараты центрального действия (синекод, тусупрекс).

Неврологический кашель у ребенка предпочтительно лечить немедикаментозным способом. Сеансы у психотерапевта, гипноз, дыхательная гимнастика, расслабляющие массажи, травяные отвары, горячие ванны и ароматические процедуры хорошо повлияют на психоэмоциональное состояние малыша и нормализуют его жизненный тонус. Лишь при неэффективности такой терапии назначаются вышеперечисленные лекарственные препараты.

Лечение психогенного кашля должно быть своевременным и правильным. Потому что симптомы невроза изматывают человека и вгоняют его в еще больший стресс.

Заключение

Все болезни возникают на фоне дисбаланса внутреннего мира человека с окружающей его средой. В современном обществе каждый второй испытывает сильные нервные потрясения в течение дня, что негативно сказывается на его здоровье. Людям стоит помнить, что конфликты не несут в себе никакой ценности, а лишь только разрушают общество в целом и по отдельности. Обратиться за помощью к психотерапевту – не стыдно. Стыдно – когда знаешь, в чем причина, но не хочешь себе помогать.

Психогенный кашель у детей

У пациентов с психогенным кашлем нередко отмечается гипервентиляционный синдром, проявляющийся дыхательным дискомфортом в виде чувства неудовлетворенности вдохом, который больные описывают как одышку, нехватку воздуха и даже удушье. Это ощущение усиливается в душных помещениях. Характерны частые вздохи и зевота, отмечаемые самими больными или родителями. Часто при этом наблюдаются жалобы на боли в сердце, нарушение ритма, чувство тревоги и страха и другие проявления вегетативной дисфункции.

Таким образом, при осмотре ребенка с жалобами на длительный кашель в первую очередь следует обратить внимание на отсутствие корреляции между жалобами пациента и другими симптомами поражения дыхательных путей, а именно: затрудненного носового дыхания, одышки в анамнезе и патологических аускультативных изменений над легкими.

Важная роль отводится спирографии при дифференциальной диагностике с бронхиальной астмой, протекающей без классических приступов удушья. У таких пациентов отсутствует основной клинический признак хронического поражения нижних дыхательных путей – эмфизематозная грудная клетка. При пробе с физической нагрузкой (20-30 приседаний) наблюдается уменьшение интенсивности психогенного кашля или его кратковременное исчезновение за счет физиологической гипервентиляции, подавляющей активность кашлевого центра. В клинической практике проста для выполнения проба с открыванием рта и максимальным высовыванием языка и обязательным дыханием через рот, что прерывает психогенный кашель на время выполнения пробы. В то время как кашель, связанный с органическим поражением дыхательных путей, остановить невозможно. Ни при каких обстоятельствах для психогенного кашля не характерно отделение мокроты. В случае психогенного кашля не отмечается снижение FEV1*, отсутствует ухудшение показателей при пробе с физической нагрузкой и отсутствует повышение FEV1 от применения β2-агонистов короткого действия (сальбутамол). В отдельных случаях с целью дифференциальной диагностики таким пациентам возможно назначение сальбутамола на 3-4 дня, которое не приводит к уменьшению или изменению характера кашля при его психогенной природе.
Лечение психогенного кашля, как и вокальных тиков в целом, является сложной и не всегда решаемой задачей. По данным большинства исследователей, основное место в лечении отводится психотерапии и созданию оптимального микроклимата в семье и в детском учреждении. Лечение лучше проводить амбулаторно, так как в условиях стационара тики могут значительно усилиться [3].
Родители не должны уделять чрезмерное внимание тикам. Попытки наказывать, одергивать ребенка в момент тиков, проявлять свое негативное отношение к ним недопустимы. В ответ на замечания и указывание на подобное поведение ребенок акцентирует свое внимание на кашле, что в дальнейшем еще больше его усиливает. Родителям рекомендуется отмечать, под воздействием каких факторов возникает психогенный кашель [2].
Даются рекомендации общего характера. Необходимо максимально рационализировать режим дня ребенка. Свести к минимуму просмотр телевизионных передач, занятия на компьютере, нормализовать ночной и дневной сон. Рекомендованы регулярные физические нагрузки в виде общеукрепляющей или лечебной физкультуры, занятия спортом [8].
Следует ограничить употребление продуктов, содержащих кофеин (чай, кофе, газированные напитки, шоколад). Обогатить рацион продуктами, содержащими магний (зеленые овощи, горох, орехи и т. д.)
Перед назначением медикаментозного лечения нужно определить, стоит ли подвергать ребенка влиянию лекарственных средств. Фармакологическое лечение показано лишь в том случае, если психогенный кашель нарушает социальную адаптацию и межличностные взаимоотношения [2]. Если это лечение все-таки назначено, то желательно стремиться к минимальным эффективным дозам [8].
По данным литературы, наибольшая эффективность (около 80%) при медикаментозном лечении вокальных тиков отмечается при назначении нейролептиков [6]. Однако наряду с терапевтическим действием нейролептики обладают и значительными побочными еффектами, особенно при длительных курсах лечения. Эти препараты могут вызывать головные боли, сонливость, нарушение концентрации внимания, беспокойство, тревогу, страх, экстрапирамидные нарушения, повышение мышечного тонуса [6]. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина могут быть эффективными при сопутствующих обсессивно-компульсивных нарушениях. Рекомендуется применение среднесуточных доз. Хотя антидепрессанты этой группы и обладают минимально выраженными побочными эффектами, все же они имеются. Наиболее часты нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта: тошнота, рвота, реже диарея. Стимуляторы центральной нервной системы, улучшая симптомы гиперактивного поведения, способны, однако, усиливать тики у некоторых детей [2].
В качестве вспомогательных средств возможно применение общеукрепляющих, ноотропных препаратов, хотя эффективность их при вокальных тиках не доказана. Таким образом, основным положением лечения психогенного кашля является не его подавление, а создание условий для нормального окружающего микроклимата.

Безусловно, при выявлении педиатром психогенного кашля у ребенка главная роль в подтверждении диагноза и назначении лечения отводится детскому психиатру.

Список литературы находится в редакции

Мама-педиатр

Кашель из-за стресса (психогенный кашель у детей)

Родители обращаются с жалобами на длительный кашель или покашливание у ребенка. Кроме кашля, ребенка ничего не беспокоит.Вернее, даже кашель беспокоит не ребенка, а окружающих его людей. Он же чувствует себя нормально, и, при осмотре и тщательном обследовании не выявляется никаких объективных признаков болезней, объясняющих этот кашель. Назначение противокашлевых или отхаркивающих препаратов, или антибиотиков не дает эффекта.

Такой кашель может быть одним из видов тиков (навязчивых движений, навязчивых сокращений мышц), а именно вокальными тиками. Его называют психогенным кашлем или “кашлем симулянта”. И возникает он под действием стрессов, тяжелых психоэмоциональных ситуаций, у детей, находящихся в состоянии повышенной тревожности.

Распространенность:

  • Психогенный кашель встречаются у 10 % детей с хроническим кашлем.

Для каких детей характерен психогенный кашель:

  • Как правило, это умные и смышленые дети, со множеством увлечений и интересов. Они имеют много нагрузок в школе и занятий после уроков.
  • Эти дети эмоционально чувствительны, ранимы, болезненно реагируют на критику.
  • Могут иметь проблемы со сверсниками в коллективе и казаться окружающим упрямыми и гордыми.

Причины, способствующие возникновению психогенного кашля:

  • Главная роль в возникновении тиков (кашля в т.ч.), принадлежит неблагоприятной, психотравмирующей обстановке в семье. Среди таких факторов — жестокое обращение с ребенком или с близкими ему людьми (чаще — с мамой). Так же, среди причин выделяют просмотр фильмов ужасов, стресс из-за посещения садика или школы.
  • Школьные экзамены, конфликты со сверсниками и учителями могут способствовать усилению тиков. Замечено, что кашель усиливается в присутствии родителей, врачей, учителей.
  • Способствующим фактором в возникновении тиков является осложненное течение беременности и родов.
  • Так же кашель может возникать в следствие копирования кашляющего близкого родственника, имеющего хроническое заболевание легких.
  • Если во время болезни (бронхита, ОРЗ и др.), ребенок был окружен встревоженными родственниками, которые много внимания обращали на болезнь, кашлевой рефлекс может закрепиться и длительно сохраняться, обостряясь во время следующих болезней.

Особенности кашля:

  • Кашель может начинаться в раннем возрасте (3-4 года), наиболее часто встречается у детей в возрасте 4 -8 лет.
  • Кашель сухой, навязчивый, постоянный. Характер кашля не меняется в течение длительного времени.
  • Бывает только в дневное время и никогда — во время сна. Кашель усиливается вечером и обостряется осенью и зимой.
  • Не сопровождается другими симптомами поражения органов дыхания. Никогда не бывает мокроты при таком кашле.
  • При быстром разговоре, чтении стихов, кашель уменьшается или исчезает.
  • Не усиливается при физической нагрузке.
  • Нет эффекта от приема отхаркивающих, противокашлевых препаратов, антибиотиков.
  • В подростковом возрасте может усиливаться.
  • Редко длится более года.
  • В большинстве случаев, самостоятельно проходит до 18-ти лет.

Как ставят диагноз:

  • диагноз ставится после тщательного обследования ребенка и исключения всех других причин, которые могут вызывать хронический кашель у детей.

Лечение психогенного кашля:

  • Создание психологически комфортной обстановки вдома и в садике (школе).
  • Не стоит акцентировать внимание на кашле, ругать и наказывать ребенка за это. Это может только усилить кашель в дальнейшем. Наоборот, нужно обращать внимание на то, какие факторы провоцируют приступы кашля у ребенка, чтобы избегать их.
  • Рацианализировать режим дня ребенка: нормализовать ночной и дневной сон, исключить или значительно уменьшить время, проводимое перед телевизором и за компьютером.
  • Рекомендуются регулярные физические нагрузки: лечебная физкультура, посещение спортивных секций.
  • Желательно ограничить продукты, содержащие кофеин (чай, кофе, шоколад и др.), употреблять те продукты, которые содержат магний (зеленые овощи, орехи и др.).

источник знаний: Катилов А.В., Дмитриев Д.В., Бородина Ю.А.Психогенный кашель у детей. — Журнал “Дитячий лікар”, №4, 2010, стр. 24-27.

При использовании материалов блога обязательна индексируемая ссылка на источник и указание автора.

Вам также может быть интересно:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector